Суббота
18.05.2024
10:52
Категории раздела
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • База знаний uCoz
  • Сайт Самончевой Елены Викторовны - учителя географии

    Работа с текстом параграфа

     

    САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ТЕКСТОМ ПАРАГРАФА

    Нет лучшей награды для учителя, чем ученик, усвоивший его урок. Но все мы разные, и наша память иногда преподносит сюрпризы. А если вы пропустили урок? По-этому и существует домашнее задание. В основе домашнего задания по теме урока лежит изучение содержания параграфа учебника.

    Обычно технология работы с учебником географии дома предполагает выполнение некоторых видов заданий на основе изученного:

    ИЗУЧЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ

    Подготовьтесь к изучению содержания параграфа. Сделайте предположение о содержании. Для этого прочитайте заголовки, вспомните прошедший урок, посмотрите на внетекстовые компоненты: рисунки, схемы, выделенные элементы.  Если тема вам кажется неинтересной, ПОМНИТЕ:

    «Те, кто по-настоящему умеют думать и знают, зачем им это нужно, готовы приложить усилия для планомерной работы, сбора информации и достижения поставленных целей».

    Психолог Дайана Халперн.

    1. Подготовьте карты атласа.

    2. Повторите понятия, которые необходимы для изучения нового материала. ( в некоторых учебниках эти понятия выделены перед основным материалам параграфа).

    3. Определите цели изучения параграфа.

    4. Прочитайте материал небольшими порциями. При чтении текста используйте карандаш для пометок (знал, не знал; понял, не понял…).

    5. Обратите внимание на выделенные понятия текста.

    6. Выделите главные факты, выводы, идеи.

    7. Если объяснение кажется непонятным или какой-то вопрос заинтересовал тебя, обратись к словарю, энциклопедии, возьми в библиотеке книгу по данной теме.

    8. Подумайте, зачем нужно знать о прочитанном? Учит ли оно вас чему-либо важному для современной жизни.

    ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ

    При ответе на вопросы или составлении вопросов к тексту нужно помнить, что существует несколько видов вопросов. Вот некоторые из них:

    - Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию. Например, «Что такое река?” или  «В чем отличие реки от ручья».

    - Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?» и направлены на установление причинно-следственных связей - «Реки есть на всех материках, кроме Антарктиды. Почему рек нет на самом южном континенте Земли?» или «Почему реки называют наиболее активной частью вод суши?».

    - Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Что бы

    изменилось на планете, не будь наклона ее оси?».

    - Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?» - «Какую пользу приносят комары и какой от них вред?».

    - Практические вопросы. Всегда, когда вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой, мы его будем называть практическим. «Где в обычной жизни вы могли наблюдать процесс выветривания?»

    - Тестовые вопросы.

    СЖАТИЕ ТЕКСТА

    Сжатие текста, выделение его смыслового ядра. Задача  — передать основное содержание в краткой форме. 

    Выделяют следующие основные приёмы сжатия текста: 

    Исключение:  

    • вводных слов; 

    • однородных членов предложения; 

    • повторов; 

    • однотипных примеров; 

    • риторических вопросов и восклицаний; 

    • цитат; 

    • деталей, которые не влияют на ход авторской мысли; 

    • пояснений; 

    • рассуждений; 

    • описаний; 

    • слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания. 

    Обобщение: 

    • ряда предложений, связанных одной мыслью, частей предложений; 

    • конкретных, единичных фактов, событий, явлений. 

    Замена: 

    • однородных членов обобщающим словом; 

    • сложного предложения -  простым; 

    • части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением; 

    • прямой речи - косвенной; 

    • части текста - одним предложением; 

    • части предложения местоимением и т.д. 

    ПРИМЕР СЖАТИЯ И ТРАНСФОРМАЦИИ ТЕКСТА

    Рельеф и строение земной коры Южной Америки

    ВЫДЕЛЯЕМ ГЛАВНОЕ

    СОСТАВЛЯЕМ СХЕМУ

    СОСТАВЛЯЕМ ТАБЛИЦУ

    Памятка для учащихся по «сворачиванию» текстовой информации в таблицу.

    1. Прочитать текст.

    2. Проанализируй, что является главным «действующим лицом» в тексте: что именно описывается – объект (объекты), или процесс  ( процессы).

    3. Если «героем» текста является объект, тогда в названиях вертикальных столбцов –граф- могут быть:

    • название объекта;

    • состав объекта;

    • структура объекта;

    • особенности объекта

    ОПИСЫВАЕМ ПО ПЛАНУ

    ПЕРЕСКАЗЫВАЕМ

    Конечная цель пересказа состоит в том, чтобы человек в жизни, в производственной и общественной деятельности мог правильно, достаточно полно, логически стройно и выразительно передать прочитанное, услышанное.

    Какие требования школа предъявляет к пересказу:

    • в пересказе должна звучать живая речь самого школьника. Это значит, что текст не должен быть заучен, зазубрен. Но в то же время предъявляется и другое требование: использовать лексику, обороты речи;

    • В пересказе должны быть соблюдены последовательность оригинала (за исключением таких видов пересказа, где последовательность изменяется по заданию учителя), причинно-следственные зависимости, переданы все основные факты и описания.

    В большинстве случаев пересказ специально подготавливается, для чего используются следующие правила:

    • рассказ следует пересказывать подробно, близко к тесту (или сжато);

    • анализ содержания, осмысливание;

    • выделение тех слов, оборотов речи и целых предложений, которые нужно использовать в пересказе;

    • отработка выразительного чтения как подготовка к выразительному рассказыванию;

    • расчленение рассказа, выделение частей, их озаглавливание, составление плана текста, предназначенного для пересказа;

    • пересказ фрагментов теста; предварительный («черновой») пересказ, разбор его недостатков и достоинств если возможно, обращение к аналогичным случаям из жизни, связывание прочитанного с собственным опытом учащихся.

    Конечная цель пересказа состоит в том, чтобы человек в жизни, в производственной и общественной деятельности мог правильно, достаточно полно, логически стройно и выразительно передать прочитанное, услышанное.

    ВИДЫ ПЕРЕСКАЗОВ

    Выборочный пересказ.

    Выборочный пересказ, как и выборочное чтение, - это работа над темой. Что, значит, пересказать выборочно? Это, значит, выбрать из текста ту его часть, которая способствует узкому вопросу, узкой теме.

    Пересказ по иллюстрации предполагает воспроизведение лишь той части рассказа, которая изображена на картинке.

    При пересказе иллюстрация не только опора для воспроизведения содержания обычно небольшого отрывка текста, но и возбудитель эмоций, стимулятор речевого творчества.

    Подготовка к выборочному пересказу облегчается составлением плана.

    Сжатый пересказ.

    Излагать тему нужно уметь не только подробно, но и кратко, конспективно. Это относится и к пересказу: тема должна быть раскрыта в главных чертах, схематично. Почему пересказать кратко труднее чем передать содержание прочитанного в полном объеме:

    • так как в кратком пересказе нужно отобрать важнейшее, отбросить второстепенное, детали

    • приходится самому определять, что в тексте важно и что не очень

    • нужно самому выбрать из текста основное и передать его связно, последовательно, не нарушив логики повествования, без пропусков.

    Естественно, что сокращение текста не может проходить механически, путем удаления некоторых предложений и абзацев. Если пересказчик пойдет по такому пути, то неизбежны логические разрывы, пропуски. Вы должены передать главное содержание своими словами, по-своему.

    Следовательно, в сжатом пересказе речевая задача еще сложнее, чем в полном, подробном.

    Пересказы с перестройкой текста и с творческими дополнениями.

    Отдельные творческие элементы могут встречаться и в подробном, и в выборочном пересказах. Но здесь мы рассмотрим те случаи, когда перед вами специально ставится задача по перестройке или дополнению текста рассказа.

    Известны следующие варианты творческой перестройки и дополнений при пересказе:

    • пересказ с изменением лица рассказчика; чаще всего это пересказ в третьем лице, если в оригинале повествование ведется от первого лица.

    • пересказ от лица одного из персонажей - работа, имеющая много общего с выборочным пересказом, но требующая иногда весьма значительных изменений и дополнений;

    • пересказ всего текста или его части с творческими дополнениями, с вымышленными эпизодами, деталями, описаниями пейзажа, описаниями внешности людей; продолжение рассказа, судьбы героя;

    • инсценирование рассказа, т.е. составление на основе прочитанного художественного произведения диалогов, их чтение по ролям, а также сценическое воплощение; составление сценария по рассказу;

    • словесное рисование («что я изобразил бы на картине»).

    Пересказ с изменением лица рассказчика, строго говоря, еще не может быть назван творческой работы, так как перестройка текста носит преимущественно грамматический характер. Однако замена первого лица глаголов третьим лицом приводит к необходимости некоторых изменений и в содержании текста.

    Чтобы успешно справиться с таким пересказом, вы должены войти в роль персонажа, понять его возраст, характер, взглянуть на события его глазами.

    Материал взят с сайта https://www.geoschool1.ru/