Суббота
18.05.2024
06:48
Категории раздела
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • База знаний uCoz
  • Сайт Самончевой Елены Викторовны - учителя географии

    Работа с картой

     

    РАБОТА С КАРТОЙ

    Карта – это чертеж поверхности Земли в масштабе, показанное при помощи условных знаков. 

     Почему так велика роль географической карты в географии?

    Изучаемая географией поверхность земного шара столь велика, что недоступна одновременному непосредственному обозрению. Нельзя мгновенно охватить взором даже территорию своего населённого пункта или его района. Посредством же географической карты можно обозреть сразу весь мир, более детально изучить его части, можно сопоставлять между собой отдельные части земной поверхности, находить между ними сходства и различия, устанавливать причинно-следственные связи между географическими объектами.

      Без карты нельзя было бы сравнивать одну часть поверхности Земли с другой, следовательно, без карты не могла бы существовать география, как наука о поверхности Земли и её частях. Неслучайно у древних греков география оформилась как наука одновременно с изобретением географической карты.

    • Карта - результат исследования территории

    • Карта - метод исследования территории

    КАК УЧИТЬ КАРТУ

    ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ НОМЕНКЛАТУРА


       Географическая номенклатура представляет собой список необходимых для изучения географических объектов. Ее изучение заключается в запоминании названий, местоположения и взаимного расположения данных объектов.

    Как изучать географическую номенклатуру?

       Уже с первых уроков по географии начинается самостоятельная работа школьников по изучению географической номенклатуры. Как показывает опыт, изучение географической номенклатуры представляет определенную трудность. Это происходит потому, что запоминание основывается чаще всего на механическом заучивании по какой-либо одной карте месторасположения изучаемых объектов.

       Основные проблемы:

    • НЕ МОЖЕМ показать объект на картах разного масштаба или проекции

    • ТРУДНО запомнить название объекта

       Вот некоторые советы:

    1.   Несколько раз вслух прочитайте собственное имя изучаемого географического объекта, добиваясь того, чтобы оно произносилось свободно. При этом следует обратить внимание на правильное ударение (оно приводится в "Географическом энциклопедическом словаре", его можно также его уточнить у учителя).

    2.   Запомните правильное написание. Следует иметь ввиду, что ошибка в написании или произношении географического названия является существенной географической ошибкой!

    3.   По указателю географических названий найдите объект на карте в атласе. Определите его географическое положение, уточняя его по отношению к другим объектам (например, р.Енисей берет начало в Западном Саяне от слияния рек Каа-Хем и Бий-Хем, протекает по восточной границе Западной Сибири, к западу от Среднесибирского плоскогорья и впадает в Енисейский залив Карского моря).

    4.    Найдите данный объект на картах, выполненных в другом масштабе и других проекциях.

    5.    Проверьте прочность усвоения, используя контурную карту.

    Таким образом, для усвоения географической номенклатуры по курсам физической географии и последующего контроля, школьнику необходимо иметь комплекты контурных карт.

       Процесс усвоения номенклатурного материала будет более эффективным, если вы познакомитесь с происхождением данного названия, с тем, что оно обозначает или получите сведения, выделяющие объект из ряда подобных. Например, в переводе на русский язык Флорида означает цветущая, Шпицберген - острые вершины; оз. Таймыр - самое большое по площади из заполярных озер, оз. Иссык-.куль - самое глубокое из высокогорных озер и т.п.

    РАБОТА В КОНТУРНЫХ КАРТАХ


    ПРАВИЛА РАБОТЫ В КОНТУРНЫХ КАРТАХ

    1. Контурные карты называются контурными, потому что на них обозначены только общие очертания географических объектов. Контурная карта является основой для выполнения практических работ по географии. Контурная карта обычно не заполняется вся сразу.

    2. Приступая к работе с контурной картой, внимательно прочтите задание учителя. Что именно нужно обозначить? Повторите условные обозначения по теме задания.

    3. Задания выполняются с использованием материалов школьного учебника, карт школьного атласа и других дополнительных источников информации, рекомендованных учителем.

    4. Приступая к работе, приготовьте остро заточенные простой и цветные карандаши, которые необходимы для выполнения заданий учителя.

    5. Любая карта должна иметь название, которое подписывается в верхней части карты. Оно должно быть чётким и лаконичным, и соответствовать изучаемой теме. Не путайте название вашей карты с названием шаблона карты.

    6. Сравните очертания территории, изображенной на контурной карте, с обычной географической картой, чтобы сориентироваться. Определите, где находятся основные горы и реки.

    7. Продумайте, в каком порядке следует выполнять обозначение объектов, чтобы они не закрывали и не мешали друг другу.

    8.  Определите      условные знаки, которые вы будете использовать, отметьте их в специально отведенном месте       на карте.

    9. Все изображенные на карте  объекты должны быть отражены в легенде (в условных обозначениях),  в том числе заливка (цвета), штриховка, значки, сноски и др. В легенде карты должна быть расшифровка  любого цветового обозначения.

    10. Географические объекты, названия которых не помещаются на контурной карте, могут быть обозначены внемасштабными знаками (цифрами, буквами) и их названия подписывают в условных знаках.

    11. Тексты и названия географических объектов должны быть обязательно читаемыми. Названия рек, гор и городов пишите четко, печатным шрифтом.

    12. Объекты  орографии (элементы рельефа) наносятся черным цветом, гидрографии  (водные объекты) – синим.

    13. Необходимо выполнять только предложенные задания. Избегайте нанесения на контурную карту  "лишней информации". Отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена, если в работу добавлена  лишняя  информация.

    14.  В зависимости от задания  объекты можно либо заштриховать простым карандашом, либо раскрасить в соответствующие цвета. Старайтесь использовать те же цвета, которые приняты на типографских картах  (смотрите карты в атласе).

    15.  Закрашивание объектов, необходимых  для  выполнения заданий, производится  только цветными карандашами. Никогда не используйте фломастеры и маркеры!

    16. Каждая форма рельефа имеет свою цветовую гамму, которая соответствует шкале  высот и глубин атласа.

    17. Для правильного нанесения  на контурную карту  названий географических объектов следует ориентироваться на градусную сетку: название географических объектов надо писать вдоль линий  градусной  сетки, что поможет выполнить задание более аккуратно.

    18. Названия небольших  объектов в  масштабе  используемой карты, например  вулканов  или горных вершин, желательно размещать справа от самого объекта, вдоль параллели.

    19. Названия линейных объектов, например, гор, рек  или  течений, нужно  размещать  по  протяженности, так, чтобы  можно было их  прочитать, не переворачивая карту.

    20.  Названия площадных объектов не должны выходить за границы объекта.  Исключения составляют небольшие объекты. В таком случае надпись может быть расположена рядом с данным объектом или дана ссылка в виде цифры, которая расшифровывается в легенде карты (например, на карте: цифра 1 стоит на объекте; а  в легенде дана расшифровка: 1 - оз. Ильмень).

    21. Если вы обозначаете площадной объект, например, равнину или море, то помните, что границы этих объектов не  обводят линиями. Надпись названия показывает  территорию равнины или акваторию моря.

    22. В условных знаках должна быть система. Придерживайтесь картографической традиции  в  заполнении карт.

    23.  Контурная карта сдаётся учителю географии своевременно в указанный  срок.

    КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КОНТУРНЫХ КАРТ


    • Отлично выставляется в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. Все географические объекты обозначены верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно.

    • Хорошо выставляется в том случае, если контурная карта в целом заполнена правильно и аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано местоположение двух-трёх объектов.

    • Удовлетворительно выставляется в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков, но правильно указаны основные географические объекты.

    • Неудовлетворительно выставляется в том случае, если контурная карта заполнена не верно, либо ученик не сдал её на проверку учителю.